Гордость и предубеждение
Feb. 13th, 2009 01:12 pmНет, я не о знаменитом романе Джейн Остин, и даже не о не менее знаменитой экранизации. Я об историках. Не всех, конечно, об историках «советской школы». Которым эта самая советская школа (уж не знаю, сознательно или подсознательно) привила любимые штампы. Штампы, с которыми не хочется расставаться. Штампы, которые даже где-то, особенно сейчас, навевают мысль о принадлежности к «прогрессивному человечеству».
И с высоты этого самого «прогрессивного человечества» или даже «христианских норм» такие люди высокомерно смотрят на людей, живших в иные эпохи. Они клеят им ярлыки – ведь они смотрят с точки зрения «истины в последней инстанции». Они обвиняют в «бесчеловечности» людей Средневековья только за то, что те практиковали династические или «стратегические» браки . Они спокойно повторяют старые советские стереотипы о том, что «Инквизиция лгала, чтобы очернить», и потому все ее архивы следует подтверждать другими документами (аргумент, вызывающий у любого мало-мальски сведущего медиевиста, знающего состояние источников в 11-14 веках) гомерический хохот. Когда им пытаешься возражать, они воспринимают это с возмущением, словно ты совершаешь святотатство – хотя сами они вряд ли когда-либо держали в руках эти самые архивы Инквизиции и вряд ли знакомы с состоянием современной мировой историографии по этому поводу. О нет, здесь рулит правозащитный фундаментализм. Инквизиция – это плохо. Это что-то вроде «кровавой гэбни». «Кровавая гэбня» занималась фабрикацией дел? Занималась. Значит, и Инквизиция… Они опрокидывают собственные политические страсти в эпоху, о которой не имеют представления, пытаясь все расколоть на черное и белое. А оно так не раскалывается.
Бесчеловечность – это как раз предпочтение « нормы» живым людям, неумение вслушиваться в человеческие голоса, звучащие из прошлого, очернение средневековой картины, непонимание ее радости, ее joy…
no subject
Date: 2009-02-13 09:29 pm (UTC)Так сам Бернат, собственно, говорил именно о жителях Каркассона в одной из своих проповедей, и они его активно поддержали. И жители не восстали бы так активно, если бы не были задеты именно их интересы.
В общем, очень любопытный вопрос. Кстати, про каркассонских бегинов я в каких-то реестрах читал... Надо поискать, где именно.
С уважением.
no subject
Date: 2009-02-13 10:27 pm (UTC)А в Каркассоне были дела с бегинами, вернее бегинками, но позже, в 1319-20-х гг.
С уважением
no subject
Date: 2009-02-13 10:36 pm (UTC)А кстати, дела Каркассонской инквизиции начала XIV в. до нас ведь далеко не все дошли, от реестра Жоффре д'Абли, по-моему, мало что осталось.
С уважением.
no subject
Date: 2009-02-13 10:44 pm (UTC)По косвенным сведениям известно, что большинство дел было из Разес в те времена.
Но если заглянуть лет на 10-15 назад, то там верующих хватало, причем из высших кругов власти. Многие еще _те_ сидели...
С уважением
no subject
Date: 2009-02-13 10:47 pm (UTC)С уважением.
no subject
Date: 2009-02-14 12:37 pm (UTC)С уважением
no subject
Date: 2009-02-14 02:50 pm (UTC)С уважением.
no subject
Date: 2009-02-14 05:11 pm (UTC)в 1284-85 гг. знаменитый "заговор консулов" в Каркассоне и его провал. Начинаются следственные дела 1284-1291 гг. (напомню, что сам заговор консулов был связан с деятельностью Жана Галанда и его реестрами, компрометировавшими очень большое количество не самых последних людей в городе и окрестностях.
В 1297 г., начинается новая волна дел _по тому же поводу_ - в частности, знаменитый процесс Кастеля Фабра, в который вмешивается Бернат Делисье связан именно с тем, что Никола д Аббевиль нашел в реестрах Жана Галанда данные о предстмертном консоламент Кастеля Фабра и его жены. Вновь начинаются аресты, и многие из тех, кому удалось выкрутиться в первый раз, опять попадают под следствие, в частности, Гийом Гаррик и Гийом Брунет, профессора права Каркассона, о чем свидетельствует в своей хронике Бернард Ги, который в те времена был приором доминиканского монастыря, но уже вовсю участвовал в делах подобного рода, и который с радостью сообщает, что наконец-то их по справедливости осудили на Мур (Каркассона). И не одни они так пострадали. В Альби идут, кстати, параллельные процессы. Город в ужасе. А в 1299 году ситуация обостряется еще более. Только за 1299-1300 года было допрошено по полной программе как минимум 61 человек. Религиозный конфликт тут, конечно, мешается с политическим, но тем не менее, ситуация, когда за два этапа процесса как минимум 40 горожан очень высокого ранга осуждены на Мур и подвергнуты пыткам как преступники, а сотни вызваны как свидетели, которые в любую минуту могут превратиться в обвиняемых, и их имена записаны во всех книгах... Это производило ужасный психологический эффект. Это бочка с порохом, которая в конце концов взорвалась.
Мало того, даже после "каркассонского безумия" все те же лица продолжали и дальше сидеть в Муре (по перекличке 1306 года там находилось большое количество людей, осужденных еще Галандом и Д Аббевилем), а в 1310-1312 гг. на процессах против людей из Сабартес и Разес также были осуждены некоторые люди еще за _те дела_ - реестр Галанда был просто неистощимым источником для такого рода процедур. Даже еще в 1319 году шел один процесс такого рода по _живому человеку_. А трупы вырывали еще позже - то есть еще через 40-50 лет после Галанда. В частности, жены этого самого Кастеля Фабра. Например, инквизитор Каркассона Анри де Шамайо вовсю этим развлекался в 1330-1331 гг., пока понтификальная комиссия не посоветовала ему заняться чем-нибудь другим. Более того, Гийом Серр, бывший консул Каркассона, который сидел в Муре _еще с тех времен Галанда- дАббевиля_ был сожжен как катарский верующий вновь впавший в ересь 8 сентября 1329 г. - то есть через 48 лет - это художества все того же Анри де Шамайо. А его жена была эксгумирована и сожжена за год до того. Вот такие дела.
С уважением
no subject
Date: 2009-02-14 07:34 pm (UTC)Знаете, ничего нового не скажу - на Инквизицию, пожалуй, наговаривать лишнего не стоит, как это делают "маньеристы". Даже известных фактов хватает для того, чтобы назвать это учреждение, мягко говоря, отвратительным. Перечитав Ваш текст, убедился в этом в очередной раз. А Гийом Серр, наряду с Адамом Баудетом и Изарном Райнаутом, упомянуты Ла Фаржем в его первом "Манифесте" - якобы это последние сожжённые верующие.
Кстати, офф. Такое ощущение, что очень многие фамилии в Окситании с тех пор до нас и дошли: фамилия Фабре так вообще очень частая, а в нашей школе заведущую культурно-экскурсионными программами звали Эмили Брунет. Это если не говорить о разных Марти и Клергах...
И ещё вопрос. А что значит - каркассонский профессор права? В Каркассоне же не было университета. Или это просто правовед на службе, скажем, у сенешаля или консулов?
С уважением.
no subject
Date: 2009-02-14 07:43 pm (UTC)Там очень много есть, кстати, о Делисье.
Да, фамилии дошли, это правда. А Гаск, думаете не те же? :-)))Это ж все предки...
Я думаю, что насчет профессора права - это закончившие Тулузский университет и подвизающийся в Каркассоне практикующий адвокат\консультант.
С уважением
no subject
Date: 2009-02-14 07:48 pm (UTC)Так конечно, таких примеров весьма много.
Да, Тулузский университет, скорее всего -университет Монпелье, был, по-моему, только в 80-х гг. XIII в. основан.
С уважением
no subject
Date: 2009-02-14 07:44 pm (UTC)С уважением
no subject
Date: 2009-02-14 08:44 pm (UTC)С уважением.
no subject
Date: 2009-02-14 09:12 pm (UTC)С уважением
no subject
Date: 2009-02-14 09:16 pm (UTC)С уважением.
no subject
Date: 2009-02-14 09:50 pm (UTC)С уважением
no subject
Date: 2009-02-14 09:54 pm (UTC)С уважением.
no subject
Date: 2009-02-15 01:43 pm (UTC)То есть, катаров никогда не было, и все тут. Ни как Церкви, ни как взаимосвязанного религиозного движения. Одна литургия, одни и те же ритуалы - это все недостойные внимания и исторического анализа факты. Дальше - больше. Подается все это с максимумом сносок и научного аппарата, на основании протоколов допросов, но так как-то очень хитро, избирательно, с выпячиванием маргинальных историй, чтобы у людей сложилось отвратительное впечатление, а собственное мнение по этому поводу у него зашифровано под "чувства тамошних людей". Получается так, словно люди не под принуждением давали показания, а приходили к инквизиторам чайку попить и пожаловаться на "козлов, которые мешают нам жить". Потом абсолютно без всяких критериев какие-то элементы показаний объявляются верными, а какие-то "придуманными Инквизицией" - ну те, где говорится о катарской Церкви, о ритуалах итд. Вообще все его обоснования - это больше риторики, чем аргументов. Всех сторонников того, что Добрые Люди - это Церковь он называет "сторонникам и фикции".
Дальше еще интереснее. Все эти штучки оказывается были только для того, чтобы в конце концов сделать вывод, что "great and small holocausts between the Garonne and the Rhone were necessitated by the love of Christ." Ну это в общем было необходимо и неизбежно, поскольку в то время Церковь не имела другого выхода, а подобные "чистки" были ее "an irrevocable moral obligation, because such people were cancerous to civilization".
В общем, те же яйца, только в профиль.
С уважением
И в профиль, и вид сверху.
Лучше бы, ей-богу, эти "маньеристы" картины писали согласно своему жанру - от пухленьких купидончиков среди роз, как бы по-дурацки они не выглядели, гораздо меньше вреда, чем от квазиисторического бреда. ИМХО, конечно.
С уважением,
Раймон
Re: И в профиль, и вид сверху.
Date: 2009-02-15 09:07 pm (UTC)С уважением