credentes: (Default)
[personal profile] credentes
 Жан-Мари Констанс

Деодат Роше, искатель абсолютного



Вдохновленные преимущественно гностической мыслью и антропософическим движением, работы Деодата Роше о катаризме в целом представляют собой личный мистический демарш. Прожив всю жизнь в сердце Корбьер, этот человек посвятил себя поиску истины, которая, как он полагал, была у «совершенных». 



Деодат Роше в деревне Монсегюр в 1966 году у Ниты де Пьерфо


Душа Деодата Роше рассталась со ставшим слишком тесным для нее телом 12 января 1978 года в его собственном доме в Арке. Она воссоединилась с Абсолютом, который был для этого неустанного искателя смыслом всей его жизни. Этот человек, покинувший земную юдоль буквально через месяц после своего столетнего юбилея, считается одним из самых оригинальных представителей направления мысли, приведшего под конец XIX- в начале ХХ веков к открытию катаризма наново. Следует признать, что это относится как к спиритуалистическим мифам и мистическим интерпретациям, так и к строгой исторической и религиозной истине.
13 декабря 1877 года в расположенной в самом сердце Корбьер и долине Саль деревне Арк, известной своим донжоном, свидетелем древней и полной трагизма истории, увидел свет сын нотариуса Поля Омера Роше и Мари Дельфур. Казалось, ничто в родственных и семейных связях Деодата Роше не указывало на склонность к философским размышлениям, определившим его судьбу. Но его отец, будучи свободомыслящим человеком, озаботился тем, чтобы передать сыну свои гуманистические порывы, жажду знаний, а также интерес к духовным вопросам. Этот интерес стал путеводной звездой всей жизни Деодата Роше. Отец также передал сыну любовь к родному горному краю, суровому и величественному, где буквально каждый камень являлся свидетелем трагедии, произошедшей семью столетиями ранее. Осознание этого, а также изучение событий, произошедших в родной деревне, разграбленной отрядами Симона де Монфора в 1210 году, были первыми шагами на пути, который позже привел философа к исследованию катаризма. «Я был совсем юным, когда узнал, что крестовый поход католической Церкви разорил наш край» [1]. Эти слова объясняют и оправдывают отвержение Деодатом Роше католического догматизма. Но еще более точно они отражают антиклерикализм, являвшийся как прямым наследием мысли его отца, так и следствием воинствующего радикализма, доминирующего на Юге Франции. Ведь жизненный путь Деодата Роше был обусловлен не только его личной парадоксальностью, духовными и мистическими демаршами, но также вел и в политику, и в сферу социального вовлечения, поскольку избиратели часто выказывали ему свое доверие. Таким же образом и согласно той же логике, он никогда не отрицал свою принадлежность к франк-массонству. Но во второй половине жизни он посвятил всю энергию другому ремеслу, и это было строительство его собственного храма…

Если кто не знал Деодата Роше при жизни, то может посмотреть на его портреты. Они показывают нам удивительную фигуру, высокую, длинную, словно лишенную всего плотского, материального. Его лицо – это лицо аскета с ясными и пронзительными глазами…




Франкмасон, радикал и гностик

После изучения гуманитарных наук и права в Тулузе, Деодат Роше в 1901 году получил ученую степень магистра и стал делать  профессиональную карьеру. Вначале он работал адвокатом, заседал в гражданском трибунале в Лиму, Каркассоне, а затем в Кастельнодари уже как председатель. Наконец он стал председателем гражданского трибунала в Безье, откуда был отозван режимом Виши в 1943 году, в основном, за масонскую деятельность. В своей карьере судейского Деодат Роше всегда демонстрировал на практике гуманизм, бывший одной из ценностей его жизни. Воздерживаясь от председательства на некоторых судебных заседаниях из-за принципиального отрицания смертной казни, он также отказывался судить виноградарей, участвовавших в восстании 1907 года. Оставаясь верным семейным традициям и желая применить на практике свои республиканские убеждения, Деодат Роше, к тому же, не колебался участвовать в политической жизни. По примеру своего отца Поля, он трижды избирался мэром Арка - с 1929 по 1935 годы. После войны, с 1945 по 1949 годы, он также был председателем Генерального Департамента Од, и всегда избирался как радикальный социалист. После 1949 года он окончательно порвал с политической жизнью, чтобы посвятить себя личным увлечениям.
Вступив в масоны в возрасте двадцати двух лет, в ложу Объединенных Истинных Друзей Каркассона, аффилированную с Великим Востоком Франции, Деодат Роше много лет занимался духовными поисками, перепробовав различные пути, которые, однако, вели его к одной и той же цели – мистический подход, инициации, трансцедентальные истины. Его привлекал буддизм, и он стал вегетарианцем, придерживаясь этого режима питания всю жизнь.Позже он перешел на диету, которую, как предполагалось, соблюдали и «совершенные» катары. Он также с большим интересом и страстью относился к теориям эзотерических и оккультных групп, которые тогда процветали пышным цветом. Это привело его к открытию и присоединению вначале к мартинистам (направление мистического и эзотерического христианства. Прим. пер.), а затем к гностической Церкви. Гнозис, интуитивный подход, непосредственное озарение, мистика, инспирированная истиной (или божественностью), были путеводной нитью всей жизни Деодата Роше. Этот путь привел к встрече, изменившей его судьбу – с Рудольфом Штайнером. Последний сделался основателем одного из множества направлений неогностического характера, философии, которая и по сей день имеет некоторую популярность, а именно антропософии[2] В 1922 г. Деодат Роше поехал в Швейцарию, чтобы в Дорнахе встретиться с Рудольфом Штайнером, который укрылся там еще с начала I Мировой войны. С того момента проект Деодата Роше принял ясные очертания. Он решил открыть антропософию для Франции.
«Он воспринял антропософию как конечный пункт всех своих оккультистских паломничеств. Он встретил выдающегося учителя, свободную школу без ритуалов и догм, духовную науку, позволяющую ему сублимировать христианизированную жизнь», - пишет Жан-Филипп Одуа, автор книги, посвященной Деодату Роше. [3]



Деодат Роше в Монсегюре по случаю первого конгресса, посвященного катаризму и состоявшегося в Юссате.

Монсегюр. Символическое пространство

Он пытался найти в интерпретации философии средневековых катаров все ту же гностическую преемственность. Это означает, что он искал мудрость, вскормленную источниками Древнего Востока в неортодоксальной и, как он считал, манихейской практике добрых христиан. На его взгляды влияли многие харизматические личности, но два человека сыграли особую роль в связи Деодата Роше и катаризма – Наполеон Пейра и Проспер Эстью. Наполеон Пейра, «изобретатель» Монсегюра в смысле символического пространства инициации, храма Грааля, был одним из первых, кто под конец XIX века в самом романтическом духе приоткрыл занавес над эпопеей катаров. Проспер Эстью, учитель и поэт, член движения филибристов (движение за возрождение провансальской/окситанской культуры. Прим. пер.), стал одним из основателей Escolo de Monsegur (Школы Монсегюра) и периодического издания Mont-Segur, и естественным образом подружился с Деодатом Роше. Последний быстро сделался настоящим авторитетом в области изучения катаризма. Он был фактическим вдохновителем группы, где оказались в 1930-х гг. очень разные люди – Проспер Эстью; Антонен Гадаль; другой «вдохновленный» и поэтический интерпретатор религии катаров - Артур Коссу; Рене Нелли, который позже отдалился от этого направления мысли, слишком аморфного на его взгляд; антропософическая подруга Деодата Роше Симон Андуш; настоящая парижская графиня, имевшая летнюю резиденцию в Монсегюре, Нита де Пьерфо и т.д.. Иногда он встречал во время визитов в пещеры, где, как предполагали, находились ритуальные знаки катарских мистерий, Отто Рана, молодого нацистского ученого и мистика, члена СС, искавшего в арьежских гробницах откровения тайн Грааля…. Будучи человеком открытым, Деодат Роше, не ограничивал свои интеллектуальные контакты небольшим мирком искателей, увлеченных катаризмом. Он общался с каркассонским поэтом Жоэ Буске и обменивался письмами с философом Симоной Вейль.


Деодат Роше перед дискоидальной стелой, возведенной Обществом Памяти у подножия Монсегюра в 1960 году.

Недостаток информации

Озабоченный тем, чтобы облечь в плоть и распространить информацию о своих поисках и размышлениях, Деодат Роше в 1949 году начал издавать ежеквартальный сборник Cahiers detudes cathares (Записки катарских студий), который издается и по сей день; а в следующем. 1950 г., он создал Общество Памяти и Катарских Студий. Проблемы, поднимаемые в Записках, прекрасно иллюстрируют тематику изысканий, проводимых Деодатом Роше и членами его общества,  - изысканий, скорее метафизических и символических, чем исторических.
Что сегодня осталось от наследия Деодата Роше? В 1960 году у подножия Монсегюра на Prat dels Cramats (Поле Сожженных. Прим.пер.) до сих пор стоит дискоидальная стела, возведенная Обществом Памяти. Начиная с 1956 года, в Эстаньоле над перевалом Паради, закрытым с востока долиной Сальс, существовал лагерь, где каждое лето собирались ученики Деодата Роше вместе со своим учителем. Но от этого лагеря вряд ли остались хоть какие-то следы. Что же касается его исследований катаризма, то они очень неоднородны по своему значению. По мнению наиболее ригористических ученых, эти исследования часто перегружены подходами, застрявшими на извилистых тропах мистицизма.
«Деодат Роше не располагал документами, известными нам сегодня, - подчеркивает историк Анн Бренон, - и он сам, и его работы, свидетельствуют о том, что он был очень зависим от контекста своей эпохи».




[1] Cahiers d’etudes cathares, N 35 “Comment j’ai decouvert le catharisme”.
[2] Философское и религиозно-мистическое учение, основанное преимущественно на методах саморазвития и духовного познания, призванных привести человека к гармонической жизни с божественной структурой Вселенной. В настоящее время антропософия существует в разнообразных формах: в философии это школа Штайнера; в культуре это искусство гармоничного художественного танца, эвритмия; в сельском хозяйстве это биодинамика.
[3] Deodat Roche, le tisserand des catharismes, Jean-Philippe Audouy, Memoires du pays cathare, 1997. Также можно прочесть книгу ученика Деодата Роше, Жозе Дюпре Un cathare au XX siècle, Deodat Roche., Jose Dupre, La Clavellerie, 2001.

Pyrenees Cathares; 2004, рр. 86-91

Profile

credentes: (Default)
credentes

July 2025

S M T W T F S
   12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 30th, 2025 06:05 pm
Powered by Dreamwidth Studios