![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Фенуийет: открытие тайн
Последний настоящий крупный окситанский castrum XIII века находится в маленькой деревне в Восточных Пиренеях - Фениуйет. Вот уже сорок лет археолог Давид Масо и его команда раскапывают эту каменную крепость, раскрывая ее историю.
Крест, найденный на раскопках.
/
( Свернуть )Замок Сен-Пьер.
Башня Сабарда, защищавшая замок с юга.
За исключением легкого дыхания трамонтаны и пения цикад, здесь не слышно ни уличного шума, ни звука бормашины, ни скрежета трамвая. Понемногу большой донжон замка Сен-Пьер открывает секреты пятнадцати добровольцам, прибывших со всех концов земли, а также четырем профессионалам – Жану-Полю Казес, Томасу Шарпантье, Никола Порте и Давиду Масо. Их сокровище – не менее 400 фрагментов бронзовых пряжек, собранных в течение двух лет. Это вторая по размерам коллекция на Юге Франции.
Обширное плато повернуто на север и к горе Бюгараш. Оно находится на высоте 530 метров и защищено двумя ущельями. Oppidum (римский город, прим. пер.) Фенуийет был привилегированным местом в римский период, а в Х веке, на перекрестке дорог в Сердань, Разес и Руссильон, здесь был возведен castrum, который по плану занимает площадь 10 000 квадратных метров, из которых 1500 принадлежало замку. Но уже с XIV столетия здесь ничего не осталось. Несколько красных крыш хутора Ля Вилляс до сих пор теснятся вокруг церкви, в выемке между замком Сен-Пьер на севере и башней Сабарда далеко на юге. В 1994 году эта местность вышла из забытья. Жан-Луи Райнод, мэр этой общины в 70 душ, решил призвать людей изучать ее.
Этот зал – единственный оставшийся от замка фрагмент, сохранивший своды благодаря тому, что его внутреннее пространство было долгое время забито землей.
Руины замковой церкви, от которой остались только части хора.
Это украшение и монеты – единственные свидетели жизни castruma времен крестовых походов между XII и XIV веками.
Давид Масо, молодой археолог 32 лет, откликнулся первым. «Я прочитал статью историка Ива Хофмана о замках Фенуийет (замок Сен-Пьер, башни Сабарда и Кастель Физель). Я приехал сюда на мопеде из самого Перпиньяна. Этот край Фенуийидес меня поразил. Потрясающие пейзажи словно иллюстрируют красивую и трагическую историю. Все это подвигло меня начать мое предприятие – ACTER (Археология, культура и работы в сельской местности), для которого я сделался руководителем превентивной археологии». Первая проблема, с которой встретилась команда, состояла в том, чтобы поднять материал на вершину скалистого откоса.
Вначале на узкой тропинке ее обслуживали только сборщики винограда. Это были удивительные работники: colle – группа сборщиков винограда на местном диалекте - которая начала понимать богатство и стратиграфию этой местности. В 1999 году груженые ослы впервые поднялись туда, чтобы доставить песок, воду и известь.
Эти люди помогли нам очень многое понять, - продолжает Давид Масо. –А караваны также помогли избежать разрушения тропы. Они переносили материалы к подножию стен, и их сразу же встречали каменщики, чтобы все укрепить». Местность и вся эта деятельность сразу же вызвала огромный интерес. «Все это дало нам достаточно редкую возможность изучить огромный окситанский замок, который был современником Альбигойского крестового похода. Он не имеет никакого отношения к Керибюсу, Пейрепертюзе или Пьюлорану, поскольку все эти замки были перестроены по приказу Людовика IX, чтобы наблюдать за границей с Арагоном», - уточняет Давид Масо. После изучения донжона выявился еще один аспект. «На этом месте люди жили в течение пятисот лет, с 800 до 1350 года. Под руинами обнаружилась каролингская крепость IX века». Всё это доказывает: укрепления, монеты, бронзовые, железные или керамические предметы, найденные на месте. Что касается костей, остатков трапезы и других углеродов, то они помогают нам восстановить повседневную жизнь средневекового замка.
: Вершина с замком Сен-Пьер
Бюгараш, самая высокая вершина Корбьер, находится на заднем плане видовой фотографии замка и хутора Ла Веласс .
Мощные оборонительные сооружения
И, наконец, оказалось, что это место имеет интересную предысторию. «Нам понадобилось еще четыре года, чтобы докопаться до периода эпохи железа» - замечает Давид Масо. И дальше руководитель раскопок продолжает: «Эта маленькая долина сегодня не очень заселена, но некогда она была богата пастбищами и шахтами, которые тянулись от Маури до Ребенти и от Палайрака до Сурнии. До сих пор здесь находится перекресток старых дорог, а именно GR-36 и «Тропы катаров». Каждый раз, когда продолжаются работы, каждое лето – в месяце августе, обнаруживаются многочисленные следы обитателей донжона, огромное количество железных предметов, особенно наконечников от арбалетных стрел. Именно на высоте донжона начинаешь понимать мощь этого оборонительного сооружения. Нужно было пройти первые стены, там, где сейчас расположены задние дома современной деревни, затем вторые, на середине склона, откуда открывался выступ замка, и, наконец, укрепления самой крепости, защищенные в центре башенными воротами из охряного известняка с тремя арками, которые прикрывали подход».
Желая сделать эту местность образцом в области археологических раскопок, команда решила выставить в 2011 году самые красивые из найденных предметов, особенно пряжки XII века. В 2013 году также выходит книга с фотографиями этих предметов и отчетом о раскопках и реконструкции замка, проведенной благодаря архитектору CNRS Жану-Клоду Гольвену. «Нашей целью является оставить эту местность в таком же диком состоянии, в котором мы ее нашли пятнадцать лет тому назад» - уверяет Давид Масо. – «Но мы хотим открыть тайны ее истории, чтобы этот замок, который уже насчитывает 4000 посетителей в год, сделался визитной карточкой Фенуийидес».
Замок Сен-Пьер, убежище для катаров и фаидитов
В 1173 году Ава де Фенуийидес вышла замуж за Бертрана де Сайссака из могущественной семьи в Монтань Нуар, которая защищала катаров и была близка к Тренкавелю. В 1209 году их сын, Пьер де Фенуийет, принес оммаж виконту Нарбонны. Будучи защитником катаров, он был лишен в 1222 году своих земель в Нарбоннэ. Потом в 1226 году на него напал граф Руссильона Нуньо Санч. В 1236 году, когда последний отправился в поход с королем Арагона в Валанс, Пьер де Фенуийет воспользовался его отсутствием, чтобы отвоевать свои земли. Что до замка Сен-Пьер, то он служил убежищем для катаров и рыцарей-фаидитов. В 1230-1240-х годах мы находим упоминания о катарских диаконах Фенуийидес, «что предполагает определенный уровень организации местных еретических общин» - объясняет археолог Давид Масо. - «В ту же эпоху регион сделался последним активным центром сопротивления против установления королевской власти Капетингов на землях Южных сеньоров». Но в 1242 году, после полного подчинения Раймонда VII, графа Тулузского, королю Франции, Пьер оставил Фенуийидес Аймери Нарбоннскому и удалился в командорию тамплиеров Мас Деу, где и умер в 1243 году. Его сын Уго де Сайссак окончательно утратил эти места в 1262 году. Замок Сен-Пьер потерял свое оборонительное значение, за исключением башни Сабарда, построенной в 1290 году, и Кастель Физель, сторожевой башни, выдвинутой на север, которые были взяты и разрушены испанцами в 1496 году.
Pyrenees Cathares, 2008, рр.70-74