credentes: (Default)
[personal profile] credentes
 “Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые” (Мф.7:18).

В этих самых словах Нагорной проповеди зиждется центральный критерий, по которому катары легко отделяли свою Церковь от католической. Добро не совершает зла ни в какой форме - и даже "немножко" зла и зла "с добрыми намерениями" тоже. Поэтому Бог (а тем более Церковь!) не судит, не наказывает и не мстит - также должны поступать и люди, принявшие Благую Весть Евангелия.

У современных читателей сразу же закрадется сомнение насчет выполнимости этих норм - но приведет ли это, в конце концов, к анархии, если не станет больше наказаний за антисоциальные поступки внутри человеческого общежития? Учение о непротивлении злу насилием не ново, только воплотить его жизнь в полной мере никто еще не рискнул.
Сомнение правомерное, однако, речь идет о том,что, по мысли катаров, людей души погрязли в материальном мире, считая его вечным - отсюда и система общества с принудительными принципами и наказаниями. Но принимая Благую Весть каждая душа "вспоминает" свою истинную сущность и прекращает быть направлено во зло - то есть человек не насильно будет сдерживать себя, пытаясь более не грешить, а потеряет само желание это делать. Постепенно такими станут все души - и вопрос со злом разрешиться сам собой, хотя это "постепенно" может растянуться на многие поколения. Опять же чрезвычайно важна личная свободная воля - невозможно насильно прекратить грешить или чего-то перехотеть, сдерживая себя в "ежевых рукавицах": каждый доходит до понимая Добра рано и поздно и принимает Его. Стройными рядами "уйти в счастье" не получится, "не умеешь - научим, не хочешь - заставим" - это не методика Добрых Людей.

Центральную роль в процессе познания Благой Вести играет личность Иисуса. Однако, христология - снова камень преткновения между катарской и католической Церквями. Римская церковь настаивала и по ныне держится постулата о том, что миссия Христа - искупление грехов людей путем своей смерти. Искупительная Жертва, поставленная "во главу угла", не должна забываться ни на секунду - ее и не дают забыть огромные распятия в католических храмах, а также иконы на подобие "Снятие со креста". Стыд и осознание своей личностной ответственности за смерть Христа, как и бесконечной греховности - центральные эмоции, которые должны возникать у любого прихожанина в связи с историями о Гефсиманском саде, Страстях Господних и Распятии. И еще сильнее они становятся, реализуясь в скульптуре, иконописи и архитектуре Римских соборов.
Катары же полагали, что идея искупления грехов человечества по средствам физических страданий и смерти Христа, распространяемая Римом, парадоксальна в своей бессмысленности уже хотя бы потому, что Зло и грех продолжают существовать в мире и После Его жертвоприношения. Здесь очень важно, что Добрые Люди вовсе не отрицали личной миссии Христа, но цель ее видели совершенно иной. Иисус не был изначальной жертвой, не посылался с одной только целью - быть замученным людьми, а явился посланцем Духа Освобождения от оков материального мира для падших душ, морально-нравственного примера безгрешной жизни в смирении и добре.
"Христос вдохнул этот Дух в Своих Апостолов, которые преисполнились им и передали его своим ученикам. Такая интерпретация Евангелия, где главное значение принадлежало Пятидесятнице, а не Страстям, скорее всего, является более архаической и более соответствующей раннему христианству."
(цитата взята из Анн Бренон "Катары. Христианская Церковь на костре")

Для Добрых Людей трагическая смерть Христа – это, скорее, вынужденная ситуация, а не задуманный заранее сценарий. Такая трактовка проистекает опять же прямо из Евангельских свидетельств о словах Христа, где Он говорит зачем пришел - указать, что Сам не от мира сего и прочие, кто с ним - также. Например:
-"Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира" (Иоанна 15:19)
-"Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не
был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда" (Иоанна 18:36)
--"Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир.
И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною" (Иоанна 17:18-19)

Таким образом, Иисус своей проповедью еще раз напомнил о различиях материального мира и Царствия, а также о том, что души, которые не от мира, как и Он не от мира (Ио.15:19, Ио.17:19), способны «вспомнить» Добро и пребывать только в Нем, как и вернуться в Царствие.
А все, кто принял эти истины, поступают как ученики Христа, не совершая более зла, согласно Его словам: "Если вы, будучи Моими учениками, принесете много плодов, то тем самым вы прославите Отца Моего" (Иоанна 15:8). Разумеется, плодов Доброго Дерева.

(на иллюстрации - картина Антонелло де Мессина "Распятие", 1475 г.


27912774_2040788599542285_7959831071787402611_o

Profile

credentes: (Default)
credentes

February 2026

S M T W T F S
12 34567
891011121314
15161718192021
22232425262728

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 6th, 2026 01:37 pm
Powered by Dreamwidth Studios