![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Даже если (что возможно) катары почерпнули из мировоззрения своей эпохи идею о промежуточном этапе райского сада, где души ожидают конца времен, то следует заметить, что это понятие уходит своими корнями в глубокую древность. Ириней говорит нам:
Пресвитеры, которые являются учениками апостолов, говорят, что те, которые были вознесены (Енох, Илия), остались там (в райском саду). Для праведных и тех, которые являются носителями Духа, уготован рай. В него был взят апостол Павел, и он услышал там слова, непонятные нашему теперешнему разумению. Праведные останутся там до самого конца времен, вступая в свое непреходящее бытие. [2]
Суд уже состоялся (V.3.1.)
Официальная позиия Оригена ясно выражена в Peri Archon: «Я считаю, что такой суд уже состоялся ранее» (tale aliquid opinor etiam ante iam factum). [3]. Цитирует он при этом 2 Тим. 2:20-21.
Ад (V.3.2.)
Филон уже выражал идею о том, что нет никакого иного Гадеса, кроме жизни на земле. Что касается вечных мук, о которых говорится в Писании, то Ориген тоже предпочитает их аллегорическое значение.
Цитируя Исайю (4:4 и 47:14) и Малахию (3:3), он признает, что кара, обещанная Ветхим Заветом, не только не является вечным проклятием, но, скорее, освящением, помощью и очищением. [4]
Когда речь идет о Новом Завете, то там говорится о суде разделения (Лук. 12:46). Это разделение состоит в том, что Дух будет взят у души, что означает, что эта последняя будет вынуждена принять судьбу человеческую. О «тьме внешней» Ориген говорит:
Я считаю, что под этим следует разуметь не какое-то темное и ничем не освещенное пространство, но состояние существования, погруженного во мрак глубокого невежества, вдали от всякого света разума. И следовало бы задуматься, не означает ли это случаем того, что подобно святым, которые праведным и чистым образом прожили земную жизнь в телах, получат после воскрешения тела славы и света, так и безбожники, которые в этой жизни предпочитают тьму блуждания и ночь невежества, будут одеты после воскрешения в тела темные и черные. А может быть тьмой и мраком следует называть наше нынешнее, преходящее и земное тело, в котором мы должны были бы вновь родиться, под конец этого мира, когда нужно будет перейти к миру новому[5].
Вслед за Оригеном понятие вечного ада отвергает Григорий Нисский и его поздний ученик Скот Эриугена[6].
Уничтожение мира (V.3.3.)
Валентиниане считали, что укрытый в этом мире огонь пожрет всю материю, а потом сам себя[7].
По мнению Оригена, «в конце мира огонь пожрет землю и все элементы» (in fine saeculi terram et omnia elementa ignis ardore decoquenda). [8]
Апокатастазис (V.3.4.)
Цитируя Рим.8:28 и Ио.17:21, Ориген утверждает, что окончательный Судный День будет состоять в возвращении всех вещей к первому бестелесному творению[9], что, однако, не исключает нового падения, что может привести к созданию нового чувственного мира[10].
Это позволяет решить беспокоящий вопрос о судьбе тех, кто согрешил против Духа, и грех которых кажется на первый взгляд неискупимым:
Разумеется, не могут получить прощения те, кто достоин был принять Духа Святого, а после такого прекрасного и чудесного союза, вновь вернулись к злу.
Но все же они достигнут благодати после прошествия «года веков»:
Когда многие века исполнятся как если бы год веков, и наступит конец этого мира, настанут будущие века, началом которых будет «век грядущего». В этих грядущих веках Бог выявит богатства Своей доброты в милосердии. Таким образом, душа грешника и хулителя Духа Святого будет из-за своего греха задержана на целые земные века, но окончательно вырвется из них неизвестным мне способом в начале будущего века. [11]
Заметим, что оптимизм Оригена напоминает именно оптимизм катаров, в отличие от гностиков, для которых грех против Духа неискупим[12].
Умеренное течение (VI.)
Мотив существования четырех элементов до сотворения мира и вмешательство демиурга (прадва, доброго, nus), фигурирует в шестом сборнике анафем константинопольского Собора (553 год):
(Если кто утверждает)… что мир при своим рождении имел элементы, более ранние, чем его существование – сухость, влажность, тепло и холод – а также форму, согласно которой он был сотворен, и что это не святейшая и всеединая Троица создала мир, но создал его ум, или как говорят, демиург, существовавший до сотворения мира, и давший бытие миру, да будет проклят! [13].
Взгляд, согласно которому Каин является плодом связи Евы и змия, не удивителен, поскольку эта идея принадлежала еще раввинам[14].
Сам традуцианизм не содержит в себе ничего оригинального. Тертулиан его решительно поддерживает[15], а для Оригена это только одна из гипотез, которые еще не были подтверждены авторитетным образом[16].
[1] Речь идет о «земном Раю» (фр. Paradis terrestre) – популярной в Средневековье концепции «зала ожидания», в котором находятся получившие Спасение души до дня Страшного Суда. Этот Райский сад, как повсеместно верилось, находится где-то на земле.
[2] Contra haereses V, 5,1.
[3] De principiis II, 9,8, PG 11, c. 232..
[4] De principiis II, 10,6, PG 11, c. 238..
[5] Ibid., II, 10, 7-8, c.240 Легко усмотреть сходство «разделения» Оригена и «различения» катаров, взятое ими в одних и тех же отрывках Писания.
[6] См. Jeauneau, op. cit., p. 37.
[7] Irénée, Contra haereses I, 7,1.
[8] In Genesim V, 4, PG 12, c. 191
[9] De principiis III, 6,1, PG 11, ce. 334-335.
[10] Ibid., III, 6,5, PG 11, c. 338
[11] In Johannem II, 79-81, изд . и пер. Blanc, op. cit., pp. 258-259 ; - De orationе 27,15, PG 11, c. 519.
[12] Livre secret de Jean, изд. W. Till, Die gnostischen Schriften des koptischen Papyrus Berolinensis 8502, Berlin 1955, pp. 169 и далее ; - cм. Me L. Wilson, op. cit., p. 72.
[13] Пер. A. Guillaumont, op. cit., p. 145.
[14] См. Turdeanu, op. cit., p. 105 ; - Grant, op. cit., p. 87 ; - J Magne, Origines chrétiennes II, Sacrifice et sacerdoce, Paris 1975, pp. 188-192.
[15] Цит. по Rondet, op. cit., p. 162..
[16] De principiis, I, S, PG 11, ce. 118-119.