Mar. 23rd, 2021

credentes: (Default)
 К

Кабарет  -  Эта важная сеньория в Монтань Нуар, принадлежавшая вассалам Тренкавеля из Каркассона, дала имя региону Кабардес. Крепость Кабарет (Ластурс, Оды), осада выдержала : Которая Симона де Монфор 1209-1210 гг, а также французская королевская армия в 1226-1229 гг, представлял собой..      Castrum - укрепленная деревня [1] , престол диакон с многочисленным религиозными домами катары Церкви форумыПравилаПомощи Каркассес. Катарские епископы Пьер Изарн и Жирот Абит       жили там. Когда в 1229 году совладельцы деревни - Пьер Роже де Кабарет, Пьер де Лаур и Бернар Отон де Ниорт - передали это место сенешалю Каркассона, деревня опустела и была стерта с лица земли. Начиная с 1240 года, король Франции построил на хребте замка Ластурс, которые сейчас посещают туристы. Но это - королевские цитадели, а не замки катаров .  

Свернуть  )
Канонический – Соответствующий канону, то есть правилу. Этот термин употребляется по отношению к собранию библейских текстов, признанных католической Церковью в качестве аутентичных носителей боговдохновения. Их противопоставляют aпокрифам. Катары в целом использовали канонические книги - особенно Евангелия и Послания Нового Завета.

Каркассон – Расположенный на пересечении торговых путей и укрепленный в эпоху поздней Римской империи, епископский город Каркассон был в XIII веке престолом виконтства, которым, как и Безье и Альби, управляла семья Тренкавель. Завоеванный Симоном де Монфором в 1209 году, а затем королем Франции в 1226 году, он стал столицей королевского сенешальства с 1229 года[2]. Филипп Смелый и Филипп Красивый удвоили крепостные стены города вторым поясом укреплений и превратили Каркассон в форпост  защиты южных земель королевства Франции вместе с ее дочерьми – военными цитаделями Керибюс, Пейрепертюз, Термез, Пьюлоранс и Кабарет.

Каркассон/Каркассес – Епископство катаров, о котором почти беспрерывно упоминается с 1167 года до второй половины XIII века.  Хартия Никвинты упоминает о том, что в то время, когда проходил Собор в Сан-Фелис-Лаурагес, Церковь Каркассес имела только «совет», но не посвященного епископа. Тогда был избран Жирод Мерсье, а затем он был посвящен Никитой.

«Каркассонское безумие» – Под конец XIII века злоупотребления доминиканской Инквизиции вызвали народные восстания в Альби, Лиму и особенно в Каркассоне. Восставшие под предводительством консула Элия Патриса, «маленького короля бурга» - и при поддержке францисканца Бернарда Делисье, тщетно пытались обращаться к королю и его представителям с жалобами на превышение власти инквизиторами, сначала Никола д’Аббевилем, а потом Жоффре д’Абли. Под конец 1303 года даже Филипп Красивый самолично приехал в Тулузу, а затем в Каркассон. В 1305 году восстание закончилось повешением сорока граждан Лиму и пятнадцати – каркассонцев.

Катар – Ученое и оскорбительное название, изобретенное рейнским клириком Экбертом из Шёнау[3] в 1163 году для обозначения еретиков. Он создал подложную этимологию на основе народного названия «катьеры» или «катисты», чтобы ассоциировать его с античными «катаристами» -  манихейской сектой, претендовавшей на чистоту. Этот термин не особенно часто употреблялся в Средние века. Его популярность относится к недавнему времени, и ею мы обязаны более современным немецким историкам Карлу Шмидту (1849) и Арно Борсту (книга которого Die Katharer, вышла в 1953 году). Здесь это слово обозначает, согласно современному употреблению, собрание еретических общин в средневековом западноевропейском христианстве, организованных вокруг епископов, заявляющих о своей апостольской преемственности и практикующих таинство крещения путем возложения рук. В греческом христианстве аналогичные общины назывались богомилами.

Керибюс – Укрепленный замок Керибюс известен еще с XI века. Он принадлежал виконтам де Фенуийет, а те, в свою очередь, зависели от сеньоров де Терм. Бенуа де Терм, престарелый катарский епископ Разес, закончил здесь в мире свои дни между 1233 и 1241 годом, под защитой фаидита Шабера де Барбейра. Этот замок был взят только в 1255 году королевской армией, и в этом сражении на стороне французов участвовал Оливье де Терм. От замка сегодня остались весьма впечатляющие руины, которые видно почти с любого места долины Руссильон. В этих руинах прослеживаются следы влияния французской военной архитектуры конца XIII века, а также видны надстройки XIV века. Но эта королевская цитадель, которую несколько раз брали штурмом арагонцы, пережила серьезные перестройки в XVI и XVII веках, чтобы получить возможность противостоять огню артиллерии. Военный гарнизон находился там до конца XVIII века, а затем крепость была заброшена и обветшала.

Кино – Следует сказать, что до сих пор катаризм и его трагическая история не слишком вдохновляли кинематографистов, и по этой теме не был снят ни один шедевр. Только две прекрасные ленты, отснятые в этой области, заслуживают упоминания. Это весьма эстетичная Нареченная тьмы Сержа де Полиньи (1944), которая объединила в очень манихейском черно-белом контексте на фоне города Каркассона все поэтические мифы о воображаемых пост-романтических катарах. И два последних эпизода под названием Катары телевизионного документального сериала Камера исследует время Стеллио Лоренцы, которые предложили зрителю в 1966 году критическое и антиклерикальное прочтение истории Альбигойского крестового похода. Эти серии внесли большой вклад в популяризацию темы катаров среди широкой публики.

Кладбище – Катары, которые не придавали никакой священной ценности телам и не верили в воскрешение плоти, не соблюдали никаких особых ритуалов для захоронения умерших. Когда это позволяло соотношение сил, умерших в ереси хоронили на приходском кладбище, как и их соседей-католиков. Когда местный кюре запрещал это, катарская община могла иметь собственное кладбище, как в Лордате или Пьюлорансе. Во времена подполья трупы хоронили где придется – в углу сада, в карьере, на берегу реки. Инквизиции часто удавалось найти эти тела, чтобы эксгумировать их и сжечь[4].

Клир – Собрание клириков и монахов в Церкви. Как и в католической Церкви, в катаризме следует различать клир и верных, или верующих. Клир катаров был смешанным и состоял из Добрых Мужчин и Добрых Женщин, христиан (христианок) или избранных – тех, кого католические полемисты называли совершенными. Этот клир представлял собой одновременно монашеский чин (монахи и монахини жили в общинах и соблюдали обеты)[5] и священнический чин (посвященные клирики, которые проповедовали и уделяли таинство спасения). Он управлялся епископальной иерархией, состоящей из епископов, диаконов и Старших или настоятельниц – которые одновременно принадлежали священническому и монашескому чину. Эта иерархия, за исключением настоятельниц монашеских домов, по-видимому, была полностью маскулинной. Между клиром и верными находилась еще третья категория – послушников или катехуменатов, о которых упоминается в XII столетии.

Клирик – В католической Церкви этим титулом называются члены клира, начиная с первых ступеней посвящения (диакон, священник, епископ). Клирик, призванием которого является пастырская служба и забота о душах верных в миру или в светской жизни (священнический чин) отличался от монаха, который вел жизнь согласно Уставу и вне мира (монашеский чин). Католическая Церковь допускала женщин в среду монахинь, но не клириков.
Добрые Мужчины и Добрые Женщины у катаров были одновременно монахами и клириками. Добрые Мужчины в особенности (информации о Добрых Женщинах меньше) получали подобающее клирикам своего времени обучение. Термин «клирик» противоположен термину «мирянин».

Клятва – Так же как ложь, убийство или осуждение, клятва относилась к действиям, запрещенным «правилами праведности и истины» добрых людей, которые основывались на евангельских заповедях. Евангельский отказ клясться разделяли также и вальденсы, которые особенно опирались на слова «Но да будет слово ваше: «дада»; «нетнет»; а что сверх этого, то от лукавого (Матф. 5:37).

Книга  В общем средневековом смысле этого термина, книга - это Библия. Особенно для катаров, которые использовали ее в качестве литургического инструмента во время таинства consolament: возложение рук и Книги, а затем передача Книги новому христианину. На нее постоянно ссылались во время проповедей. Добрые Мужчины (и Добрые Женщины?) носили Книгу с собой. Конечно, речь идет прежде всего о Новом Завете, переведенном на романский язык – в Лангедоке на окситан. Пример такой Книги сохранился до сего дня в Лионе. [6]

Книга о двух началах  Из антикатарского трактата итальянского доминиканца Райнерия Саккони известно, что Джованни де Луджио, Старший Сын, а затем катарский епископ Дезенцано написал «толстую книгу из десяти тетрадей»,названную Книгой о двух началах. Сокращенная и фрагментарная версия этого утраченного фундаментального труда была обнаружена в 1939 году в Национальной Библиотеке Флоренции отцом Антуаном Донденом (Орден Проповедников). Джованни де Луджио, представитель альбанистов, раскрывается в этой книге как прекрасный интеллектуал и диалектик своей эпохи, превзошедший методы современной ему схоластики. В семи главах книга, основанная на Писании и логике христианского абсолютного дуализма, и использующая даже несколько цитат из Аристотеля, содержит аргументы против тезисов гаратистов из Конкореццо и католического монизма. Можно датировать написание этой книги 1230-1240-ми годами.

Князь мира сего – Имя, данное дьяволу, в Евнгелии от Иоанна. Это укладывалось в христианскую дуалистическую логику, которой пользовался катаризм – ту же логику, согласно которой Христос, опять таки в Евангелии от Иоанна, заявляет о том, что «Царствие Мое не от мира сего».

Козьма Пресвитер – Болгарский священник Х столетия, который до захвата Болгарского царства Византийской империей написал первый трактат, где явственно обличаются еретики сектанты попа Богомила. Еретики, которых он описывает, имеют множество общих характерных черт с катарами. Особенно он критиковал присутствие в среде их клира «простых женщин, присваивающих себе право уделять покаяние, что достойно осмеяния». Это является исторической информацией из первых рук о роли женщин до 1000 года в еретических Церквях.

Конкореццо – Местность возле Милана, престол епископства и катарская школа. Ее представителей еще называли гаратистами. Наиболее известными ее «докторами» были под конец XII века епископ Назарий и его Старший Сын Дидье из Конкореццо, который тоже стал епископом в первые десятилетия XIII века.

Конрад Марбургский – Проповедник и магистр теологии, Конрад Марбургский вначале был достаточно фанатичным духовным руководителем Елизаветы Венгерской, вдовы ландграфа Тюрингии. Начиная с 1227 года, папа Григорий IX (правил 1227-1241) поручил ему миссию преследования еретиков на германских территориях. Это было первым этапом становления  Инквизиции. Ужасная волна преследований захлестнула территорию от Страсбурга до Эрфурта. Конрад Марбургский и его приверженцы из францисканцев и доминиканцев были убиты во время настоящего народного восстания 1233 года. Их процедуры были настолько произвольны, что сегодня очень трудно выудить правдоподобную информацию о немецкой ереси.

Королевский крестовый поход – В 1224 году побежденный Амори де Монфор передал французской короне все свои права на Южные земли, которые он потерял. Людовик VIII предпочел воспользоваться этими правами, хотя его отец, Филипп-Август, избегал лично вмешиваться в дела крестового похода. В 1226 году Людовик VIII лично возглавил крестовый поход в Лангедок. Это вмешательство короля деморализовало окситанских феодалов. Людовик VIII умер на обратной дороге, но оставил Каркассон королевскому сенешалю, который отныне вел военные действия от имени французской короны – юного короля Людовика IX и регентши Бланш Кастильской. В 1229 году Раймонд VII Тулузский покорился (Трактат в Мо, ратифицированный в Париже). Сенешаль Каркассона и королевская армия подавили восстание Раймонда Тренкавеля и фаидитов (1240), затем взяли Монсегюр (1244) и Керибюс (1255). Можно сказать, что в 1270 году после смерти графини Жанны Тулузской королевская фаза альбигойского крестового похода завершилась присоединением Лангедока к французской короне.

Костер – Наказание, применяемое религиозными судьями к нераскаявшимся еретикам и верующим-рецидивистам. Казнь огнем не означала очищения, но знаменовала вечное проклятие. Считалось, что тела, превращенные в пепел, не воскреснут в день Страшного Суда. Инквизиторы также осуждали трупы умерших в ереси на эксгумацию для сожжения впоследствии. На первую казнь на костре в истории христианства были осуждены орлеанские каноники в 1022 году. После катаров и вальденсов Инквизиция стала жечь францисканцев-спиритуалов, бегинов и бегинок, апостоликов, ведьм и колдунов, гуситов и реформаторов, а также вернувшихся к своим верованиям иудеев, мусульман и язычников – вплоть до Нового времени.

Костер Монсегюра – Как говорит хронист Гийом Пьюлоранский, еретики, арестованные в Монсегюре после осады, были сразу же сожжены у подножия горы, «частоколе, сделанном из кольев и бревен, в котором развели огонь, и они прошли прямо из пламени костра в пламя ада». Показания выживших мирян перед инквизитором Феррером, позволяют точно определить дату этого костра. Это была среда 16 марта 1244 года, когда истек срок двухнедельного перемирия, заключенного с защитниками 1 марта. Вследствие католической и эзотерической мифологизации, которая до сих пор окружает это место, многие авторы и сегодня отрицают реальность костра Монсегюра или уподобляют его коллективному самоубийству.

Крест – Для  катаров, как и для многих других христианских диссидентов (Лиотар, Пьер де Брюи и т.д.) крест, орудие Страстей в любом случае представлял собой орудие пытки, страданий и смерти, даже если они считали, что Христос умер только по видимости. Крест для них не был объектом поклонения, наоборот, они его отвергали, как и виселицу. Они никогда не использовали христианских символов в форме креста. Будучи христианами, они всегда противопоставляли «преходящий крест», который нашивали на одежду крестоносцы, истинному кресту Христову, который для них являлся крестом добрых дел истинного покаяния и соблюдения Слова Божия, согласно выражению Пьера Отье. [7]

Крестовый поход баронов – Его можно квалифицировать как первую фазу альбигойского крестового похода. С 1209 по 1224 год война фактически велась вассалами и вассалами вассалов короля Франции, которые откликнулись на призыв Папы. Граф Симон де Монфор, назначенный папским легатом в 1209 году военным руководителем крестового похода, воспользовался войной для личных завоеваний. Но его попытка создать новую династию взамен династий виконтов Тренкавель и графов Тулузских окончилась поражением. Начиная с 1217 года, развернулась реконкиста на Юге под знаменами легитимных окситанских князей. В июне 1218 года Симон де Монфор был убит при осаде Тулузы. Графство Тулузское было полностью освобождено в 1222 году; в 1224 году Раймонд Рожер Тренкавель восстановил свою власть в Каркассоне. Амори, сын Симона де Монфора, окончательно покинул Лангедок.

Крещение – Это таинство, которым во всех Церквях уделяется достоинство христианина. В ранней христианской Церкви крещение означало также окончательное отпущение всех грехов. Акт крещения был двойным: водой (путем погружения) и Духом (путем возложения рук). Позже Римская Церковь разделила два обряда, сохранив название «крещение» за церемонией крещения водой, и выделив возложение рук епископом в ритуал конфирмации. В то же время, крещение (водой), роль которого свелась только к искуплению первородного греха, стало все чаще и чаще производиться над очень маленькими детьми. В Ритуалах катаров таинство consolament – возложение рук - часто называется «крещением»: «Святым крещением Иисуса Христа» или «духовным крещением Иисуса Христа». Катары, по-видимому, на самом деле сохранили множество черт раннехристианского крещения: возложение рук уделяло Дух только взрослым, а от того, кто его получает, требовалось, чтобы он делал это сознательно, и ему давалось отпущение грехов. Для катаров крещение Духом было единственным истинным крещением – поскольку крещение водой Иоанна Крестителя, как и крещение Римской Церкви, было недостаточным. Кроме того, они считали, что это единственное христианское таинство, «основанное на Писании». [8].

Крещение маленьких детей – С начала XI столетия – как еретики, осужденные в Аррасе в 1025 году, христианские диссиденты резко критиковали Римскую практику крещения маленьких детей, не достигших разумения. Крещение может быть только результатом сознательного и взрослого выбора. Катары подтвердили этот анализ и усилили его своими аргументами. Добрый Человек Пьер Отье [9] объясняет также, что лживым и оскорбительным является то, что крестный отец выступает от имени ребенка.



[1] Castrum Кабарет. Археология помогла открыть основания сastrumогромной укрепленной деревни, где жили сеньоры, где стоял гарнизон, населяли ее обитатели и катарские монахи. Таков был Кабарет во времена крестового похода. Археологические раскопки доказали, что деревня была внезапно покинута жителями из-за военных действий около 1230 года.
[2] Бастида. Современный нижний город Каркассон является бастидой, построенной по шахматной планировке и возведенной по приказу короля, чтобы расселить там жителей, изгнанных из пригородов Сите после войны Тренкавеля 1240 года.
[3] «Архидиаконы» или «архидьяволы»? Экберт из Шёнау дошел в своих писаниях до термина «архикатар». Так он обозначал многих рейнских катарских епископов, которые были арестованы и сожжены.
[4] Еретические кости. Умершие в ереси также получали приговоры Инквизиции, и были осуждаемы на то, чтобы их «выкопали из священной земли кладбищ, если все же возможно распознать их среди католических костей», а затем посмертно сожгли.
[5] Регулярные каноники? Статус объединения монашеского и священнического чина у катарского клира является чем-то особенным в западноевропейской христианской культуре. Однако можно сравнить его со статусом регулярных каноников в Римской Церкви – как у премонстрантов, основанных в начале XII века. Они также могли осуществлять заботу о душах в епархиях и жить по уставу монашеского типа.
[6] Книжная лавка. Известно, что Добрый Человек Пьер Отье в начале XIV столетия заказывал в Тулузе покупку Библии для личного пользования. Речь идет, скорее всего, о полной Библии на латыни от абсолютно ортодоксального переписчика.
[7] Катарский юмор. Пьер Отье высмеивал практику католического крестного знамения: «Это хорошее средство летом отгонять мух от лица. А что до слов, то можно говорить: вот лоб, вот борода, вот одно ухо, а вот – другое».
[8] Вода и ДухЛионский Ритуал катаров уточняет, что духовное крещение уделяется тому, кто уже был крещен водой. Consolament не являлся отрицанием католического крещения..
[9] Пьер Отье: «Крестный отец обещает, что этот ребенок вырастет добрым и верным христианином, но это не мешает ему впоследствии вырасти злобным и лжецом..

Profile

credentes: (Default)
credentes

February 2026

S M T W T F S
12 34567
891011121314
15161718192021
22232425262728

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 5th, 2026 01:30 am
Powered by Dreamwidth Studios