credentes: (Default)
[personal profile] credentes
 Апостолы и откровение (IV.2.2.)

 

            Идею, согласно которой двенадцать апостолов были духовными существами, мы находим в трактате Pistis Sophia.

            Согласно Оригену, апостолы были «простыми людьми без образования, но они смогли быть настолько смелыми, чтобы проповедовать людям христианскую религию только благодаря силе, благодати, которая была им дана и которая сопутствовала им в их проповедях» [1].

            Если говорить о сравнении апостолов с двенадцатью корзинами (Матф.14:16-21), то Алкуину оно кажется  классическим; появляется оно также в Catenie святого Фомы Аквинского [2].

 

Метампсихоз (V.1.)

 

            Согласно Иосифу Флавию, фарисеи верили, что души праведников, бессмертные и являющиеся частью Бога, возвращаются после Суда в тела. Сам он также разделял этот взгляд. [3]

            Описанные Епифанием маркианиты также верили в переселение души из тела в тело, подобно как и гностики, а особенно Василид, согласно Клементу Александрийскому[4].

            Ориген многократно отрицал, что верит в метампсихоз, по крайней мере, в категориях одного и того же мира. Однако его колебаний и двузначных формулировок хватило, чтобы Иероним смог приписать ему высказывания, одно из которых очень похоже на слова Белибаста:

 

            Из-за боли наказания и горящего огня, она (душа) желает быть диким зверем, населять воды и волны и войти в тело того или иного зверя. Из-за огромной запущенности и страсти, она уплывает и опускается до такой степени, что приходит к выводу, что может вступить в тело неразумных грубых животных[5].

 

Ангелы, демоны и мистический брак (V.2.1.)

 

            Идея, согласно которой по обеим сторонам от человека находятся противоборствующие духи – демон-искуситель и ангел-хранитель – была широко распространена со времен раннего христианства. Мы находим ее у Афинагора, в Пастыре Гермы, у Тертулиана. [6]

            Григорий Нисский ясно это излагает:

 

            Провидение поместило возле каждого из нас ангела бестелесной природы, чтобы он нас поддерживал… И вот так человек пребывает между двух спутников, которые тянут его в противоположные стороны. [7]

 

            В своем комментарии к Рим. 2:9 Ориген уже сформулировал идею, что воссоединение с небесным духом возможно лишь для праведных: «И этот Дух соединяется (cohaeret) с душами праведных, которые были ему во всем послушны». [8]

 

            Эта идея мистического брака была прекрасно известна гностикам, Валентину и Феодоту[9], но разделялась также и Тертулианом. Во время крещения, по его мнению, «душа получает тот дух Божий, который она получила от дыхания Бога, но утратила вследствие греха» [10]. Согласно Тациану, «души тех, кто живет праведно, обладают сизигией божественности» [11].

            Принятие Духа является аллегорическим браком. Согласно Тертулиану, душа «является супругой духа» [12]. Согласно Оригену, она «если можно так сказать, связана узами брака с духом»; здесь речь идет о «духовном браке» (πνευματιχοϛγαμοϛ) [13].  Эту метафору развивает еще ярче Григорий Нисский:

 

            Это брак, во время которого Возлюбленный, как сказано в Псалме, выходя из чертога брачного, соединился путем мистического возрождения, с Девой – а речь здесь о нас – которая отдавалась идолам как блудница, и которой он вернул нетронутое девство. [14]

 

            Поэтому нет ничего удивительного в том, что описанные Евфимием Зигабеном монахи «месалиане» употребляли в своих трудах подобные сравнения:

 

            Испытав приход небесного возлюбленного, души совершенных чувствуют то же наслаждение, как и женщины, которые общаются с мужчинами. [15]

 

Эсхатология (V.2.2.)

 

            Для Оригена, как и для его ученика Григория Нисского, разница между полами является следствием падения и исчезнет вместе со Спасением. «Тела растворятся в душах, и не будет никакого различия полов» [16]. «Благодать воскресения из мертвых представлена нам не иначе (через Лук. 20:35-36), как возвращение в первоначальное состояние тех, кто пал… наше возвращение в первоначальное состояние делает нас подобными ангелам» [17]. Вместе с этой спиритуалистической концепцией, корни которой восходят к Филону, мы находим даже у Иеронима, в ту эпоху, когда  он был еще оригенистом, следующую формулировку: «Мужья, будем любить наших жен; души, будем любить наши тела для того, чтобы женщины стали мужчинами, чтобы тела стали душами и чтобы не было больше никакого различия полов». [18]  Ибо возродимся из мертвых мы в мужчине-Христе[19]

            Мотив одеяний и корон, ожидающих в небесах возвращения душ,ипринадлежащихим ранее до падения, связан непосредственно с Видением Исайи (9,24) [20] Но и через два столетия Григорий Нисский будет говорить, что в отличие от «одежд кожаных, которые удерживают нашу природу» Отец вернет своим блудным сынам «одеяния, которые были у нас раньше».

            По мнению Оригена, хотя душа во славе должна пройти через огонь, это пламя ее не обожжет, как свидетельствует об этом Иссайя (43:2). [21] Разумеется, не существует и воскресения в телах:

 

            Если мы уверуем вместе с Апостолом в то, что тело, воскресая во славе, целомудрии и неуничтожимости, уже становится духовным, то в таком случае мнение, что оно будет вновь способно чувствовать страсти плоти и крови, должно представляться абсурдным и противоречащим тому, что имел в виду Апостол, когда он говорит прямо: «Плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления». (1Кор.15:50) [22]



[1] Contra Celse, VIII, 47.

[2] In Catena Aurea, op. cit., II, p. 416.

[3] Guerre judaïque 3, 8, 5 ; 2, 8, 14 ; - Antiquités 18, 1, 15, цит. по J. Tunnel, Histoire des dogmes, IV, Paris 1935, pp. 156-157.0.

[4] Epiphane, r., 42,4, цит. по Harnack, op. cit., pp. 364*-365* ; - Extraits de Théodote, изд. Sagnard, p. 118..

[5]  Ad Avitum : pro dolore poenarum et ignis ardore, magis eligere ut brutum animal sit et in aquis habitet et fluctibus, ac corpus assumere huius vel illius pectoris - . . . grandis negligentiae atque desidiae est, in tantum unumquemque defluere atque evacuari ut ad vitia veniens irrationabilium iumentorum possit crasso corpore colligari. (Ed. Labourt, op. cit., t. VII, p. 99)..

[6] Cм. Orbe, op cit., pp. 364-365 ; - Rondet, op cit., p 69 ; - P Boyancé, Les deux démons personnels dans l'antiquité grecque et latine, в Revue philosophique, 1965, pp 189-202..

[7] PG 46, c. 997 ; пер. Daniélou, Platonisme..., op. cit., p. 179.

[8] PG 14, c.893.

[9] Irénée, Contra haereses I, 23,1 ; - Extraits, изд. Sagnard, p. 182..

[10] De baptismo V, 43.

[11] Discours au Grecs,цит по Spanneut, op. cit., p. 139..

[12] De anima XLI : animan nubentem spiritui..

[13] In Genesim, hom. I. 15, PG 158 ; In Matthaeum XVII, 21, PG 13, c. 1540, см. Volker, Das Volkommenheitsideal des Origenes, Beitràge zur historischen Théologie 7, Tubingen 1931, p. 105..

[14] PG 44, c. 997 ; - пер. Daniélou, (Platonisme...), p. 179.

[15] PG 130, c. 1285.

[16] Фрагмент in Ephesios V, 272 цит. по Volker, op. cit., p. 46.

[17] De hominis opificio PG 44, c. 189 ; пер. Daniélou, (Sources chrétiennes), op.cit., pp. 163-164.

[18] Иn Ephesios, PL 26, ce. 567-568 : ut et uxores in viros et corpora redigantur in animas. Et nequaquam sit sexuum alia diversitas..

[19] Игра слов: в некоторых языках «мужчина» и «человек» - одно и то же слово.

[20] См. Soderberg, op.cit., р. 244, который помещает этот мотив в контекст ранних религий Ближнего Востока.

[21] Цит по Bigg, op. cit. p. 275

[22] De Principiis II, 10, 3, PG 11, c. 235.

 

Profile

credentes: (Default)
credentes

July 2017

S M T W T F S
      1
2 34 5678
9101112131415
1617 1819202122
23242526272829
3031     

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 27th, 2017 06:50 am
Powered by Dreamwidth Studios