credentes: (Default)
[personal profile] credentes
 Душа = кровь (III.4.2.)

 

            Этот взгляд, происходящий из Книги Левит, был широко распространен. Мы находим его у Филона, Клемента Александрийского, Тертулиана, Мелитона из Сардоса[1] и Оригена[2].

 

Дух (III.4.3.)

 

            С понятием Духа как дополнительного божественного элемента были знакомы Ириней и Тертулиан. Последний находил термин ηγεμονιχον, разумеется, у стоиков, но также в Септуагинте, где упоминается «Главный Дух», о котором говорит и Вульгата. Это же определение мы находим и у Клемента Александрийского[3].

            Возможно, для катаров греческое выражение ηγεμονιχον πνευμα выходило за границы буквального толкования 1 Пет. 1:12, и означало не столько третье лицо Троицы, сколько общность божественных духов.

            Если верить святому Иерониму, у Оригена была именно такая концепция: «Святой Дух, который ниже Сына, обитает в каждом святом человеке». [4]

 

Имя Христа (IV.1.1.)

 

            Идея, согласно которой Христос принял имя Иисус только на время воплощения, может быть выведена из дословной экзегезы Лук. 1:31 («и наречешь Ему имя: Иисус»), но также нельзя отбрасывать гипотезу о существовании традиции, согласно которой новозаветные имена должны были базироваться на именах, современных Моисею (Иисус – Жошуа, Мария – Мириам, Елизавета и т.д.).

            Обратная типология – когда Жошуа является праобразом Иисуса – классическая (Тертулиан) [5]. Но для иудео-христианской среды, которая инспирировала написание Корана, типология могла иметь только обратную силу. Иисус является сыном Мириам, а та была сестрой Моисея (и дочерью Имран).

            В любом случае, мнение катаров (Иисус имел имя Иоанн) не появляется в древности и об этом не пишет ни один ересиолог.

 

Природа Сына (IV.1.2.)

 

            Адопционизм и цель миссии Христа прослеживаются[6] в Комментарию к Псалму 11,8 Оригена:

 

            Как человек, он остался в икономии (спасения), он был поставлен наследником всего, для того, чтобы спасти, как свое собственное наследие, тех, которые были святотатственным образом разбросаны по миру дьяволом и его товарищами, силами погибели. [7]

 

            Совпадение с катарской экзегезой «In propria venit» является удивительной.

 

Нисхождение и кенозис (IV.1.3.)

 

            Взгляд, согласно которому воплощение было скрыто от мира, и прежде всего от дьявола, опирается в основном на 1 Кор. 2:6-8. В первых веках он был распространен повсеместно. После цитирования Игнатия, Ориген говорит: «По воле Христа было, чтобы дьявол не знал о пришествии Сына Божьего» [8]. Этот взгляд разделяли Маркион[9] и гностики[10], а также Ириней, позже Григорий Нисский, который заимствует у Оригена мотив сошествия (ϰαταϐασις)[11]

            Этот взгляд был выразительно осужден четвертым сборником анафем Юстиниана[12] и седьмым Константинопольским Собором 553 года, направленным против «оригенистов». [13]

            С другой стороны, идея, согласно которой Христос был распят в другом месте, а именно в высших небесах, была приписываема только Оригену, согласно письму Иеронима к Авитусу[14].

 

Адомбрационизм (IV.1.4.)

 

            Использование слова «тень» для различия между Иисусом воплощенным и Христом небесным, характерно для оригенизма. Он опирается в этом, в частности, на Плач.4:20, но прежде всего, на всю дихотомию действительности, вечной и земной[15]. Уже Клемент Александрийский сказал: «Тень славы Спасителя… это Его нисшествие в эту юдоль» [16] .

            В своей второй Гомилии In Canticum Ориген выражает мнение, подкрепленное цитатой Лук. 1:35: «Рождение Христа происходит из тени… началось оно в Марии от тени Его». [17]

            В латинском западноевропейском мире использование термина adumbratio в значении «набросок» было повсеместным, особенно, в заглавии трудов. Винсент из  Леринс, однако, видит в этой формулировке идеи докетизма:

 

            Слово Божье стало человеком… чтобы взять то, что является нашим, не обманчивым образом и не поверхностно (fallaciter et adumbrate), но истинно и полностью» [18].

 

Докетизм – чудеса (IV.1.5-1.6.)

 

            После принятия докетизма Юстином, а позже гностиками, он исчезает из Великой Церкви благодаря усилиям Иринея.

            Однако, по мнению Фотия, Клемент Александрийский сохранил его в своем Hypotyposes: «Слово не должно было воплотиться, но только принять такой вид». [19]

            В любом случае, что касается чудес, Ориген имеет взгляды полностью спиритуалистические. Перечисляя чудеса в своем комментарии к Матфею, он говорит: «Я считаю, что это рассказы о различных душах, которых Иисус исцеляет, воскрешая их», а позже он заходит еще дальше в этом символизме[20]

 

Иоанн Креститель - Мария (IV.2.1.)

 

            Идея, согласно которой Иоанн Креститель является демоном, и даже демиургом, появляется только у гностиков, а именно у Гераклиона. [21]

            Следует однако отметить, что для Оригена он является ангельским созданием[22], в то время как в Гомилиях Клементинских он представлен как главный противник Христа, а его преемником является Симон Маг[23].

            Быть может, стоит обратить внимание также на то, что существует традиция, приравнивавшая Предтечу к утренней звезде, «той, которую астрологи называют Люцифером», говорит Скот Эриугена[24].

            Аллегорические концепции касательно Марии не несут в себе ничего оригинального. Катарская интерпретация Матф.12:50 и Галатам 4:26 является слишком буквальной, но богомилы, считавшиеся theotokoi, поскольку они были учениками, наследовали в этом только Иоанна Златоуста. [25]

            В Вознесении Исайи Мария четко описывается как ангел[26].



[1] Cм. Bréhier, op. cit., p. 134 ; - Spanneut, op, cit., pp 181,193, 194..

[2] Entretiens avec Héraclide, изд. J. Scherer, Le Caire 1969, pp. 144-164.

[3] См. По этому поводу Spanneut, op. cit., pp. 143-146 ; 159460, 171-174 ; - Hering, op. cit., p. 32.

[4] Ad Avitum : Spiritum sanctum inferiorem Filio, in sanctis quibusque versari, изд. Labourt, op. cit., t. VII, p. 97..

[5] Adversus Marcionem IV, 7 : Jesum nomen Dei esse in filio Nave..

[6]  R.Cadiou (op.cit., supra,  прип. 38, р.100) подробно описывает этот адопционизм, связанный с воплощением в человека. В общих чертах  он описывается у J.Schultz Die Christologie des Origenes in Zusammenhang seiner Weltanschaung in Jahrbucher fur protestantische Theologie, 1875, p, 247.

[7]   PG 12, c. 1107.  

[8] In Lucam VI, PG 13, c. 1315. Cм. также Комментарий In Leviticum I, 1 цит. по M. Harl, Origène et la fonction révélatrice du Verbe incarné, Paris 1958, pp. 201-202 ; - In Johannem, изд. Blanc, op. cit., p. 167.)

[9] Cм.. Harnack, op. cit., pp. 171, 357-358* ; M. Steiner, La tentation de Jésus, Paris, 1962, p. 87.

[10]   Евангелие от Филиппа, изд. R. Mc.Wilson, The Gospel of Philip,  London, 1962, p.91, цитируя подобные тексты. См. также Orbe, op.cit., p.312, 116.

[11] Цит. по Danielou, Platonisme… op.cit., p. 179. На тему общего упоминания Danielou, Theologie du judeo-christianisme. Histoire des doctrines chretiennes avant Nicee, 1, Париж, 1958, р. 228 и далее.  

[12] Mansi, IX, p.533, цитируемый G.Bardy, Recherches sur l’histoire du texte et des versions  latines du De principiis d’Origene, Lille, 1923, p,61, вместе с дискуссией, касающейся приписыванию Оригену проповедей осужденного взгляда.

[13] Цит. по Tresmontant, op. cit., p. 513.

[14]   Pro salute daemonium Christum etiam in aere et in supernis locis esse passum  (Изд. Labourt, t.VII, p.111). Сходство настолько разительное, что можно задуматься, не приписал ли Петр Веронский – или автор, который на него похож – катарам черт, почерпнутых у Иеронима. Ведь он был весьма чутким на оригенизм.

[15] См. на эту тему целый раздел «Иисус, тень Слова», М.Harl, op.cit., pp.139-157, 197.                           

[16] Extraits de Theodote, Изд. Sagnard, op.cit., р. 91.

[17] Homel. in Canticum II, 6 : Nativitas Christi ab umbra sumpsit exordium... in Maria ab umbra eius nativitas coepit (PG 13, c. 52)..

[18] PL 50, c. 657.

[19] Photius, Bibliothèque, t. II, изд. R. Henry, Paris (Les Belles-Lettres), 1960, p. 80. Поповоду Юстина см.. R.M. Grant, La Gnose et les origines chrétiennes, Paris 1959, p. 113.

[20] Иn Matthaeum, XI, 17, PG 13, c. 959; - ibid., XI, 18, c. 966 ; - Cм. Harl, Origène. . . , op. cit., p. 155.

[21] Cм. F. Sagnard, La Gnose valentinienne et le témoignage de saint Irénée, Paris 1947, p. 514.

[22] In Johannem, изд. Blanc, op. cit. ,pp. 326 и далее.

[23] Пер. Siouville, op. cit, pp. 114-115..

[24] Commentaire sur l'Evangile de Jean, PL 122, c. 305, цит. по E. Jeauneau, изд. Jean Scof, Homélie sur le Prologue de Jean, в Sources chrétiennes 151, Paris 1969, p. 280, η. 1.

[25] Homélie sur Matthieu n° 45, воспроизводятся в Catena aurea (изд. A. Guarienti, S. Thomae Aquinatis Catena aurea in quatuor Evangelia I, Turin-Rome 1953, p. 208 : licet non mulieribus solum, sed et viris fieri matrem Dei.4.

[26] Изд. Tisserant, op. cit., p. 109.

 
From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Profile

credentes: (Default)
credentes

September 2017

S M T W T F S
     1 2
3456789
10111213141516
17 181920212223
24252627282930

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 22nd, 2017 04:37 am
Powered by Dreamwidth Studios